Профориентационный минимум

С 1 сентября 2023 года во всех школах России вводится разработанная Министерством просвещения единая модель профориентационной деятельности, в основу которой заложен профориентационный минимум для школьников 6–11 классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.

Цели и задачи реализации профориентационного минимума

Цель: выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.

Задачи:

    • развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной деятельности в образовательных организациях;
    • разработка научно обоснованного содержательного наполнения профориентационной работы с учетом разных возможностей образовательных организаций;
    • систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
    • подготовка программ повышения квалификации для специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность в образовательных организациях;
    • включение в профориентационную работу профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, компаний-работодателей, центров занятости населения, родительского сообщества;
    • включение в профориентационную работу программы, предусматривающей поддержку обучающихся «группы риска» (с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства).

Целевая аудитория: обучающиеся 6–11 классов общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, родители и педагоги, представители среднего профессионального и высшего образования, работодатели региона.

Содержание предполагает спецификацию по шести возрастным группам, соответствующим каждому из классов с 6 по 11. Все виды активности (видеоконтент, статьи с описанием профессий, в том числе профессий будущего, тематические онлайн-уроки, методы диагностики, мероприятия в рамках партнерского формата с работодателями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, профессиональные пробы на базе платформы «Билет в будущее» и площадки, статьи и семейные тесты для родителей) разрабатываются с учетом возрастных особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.

Отдельная спецификация предусмотрена для групп с ОВЗ с разными нозологиями по возрастам.

Профориентационный минимум предлагает руководству образовательной организации один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в школе:

    • базовый (рекомендованная учебная нагрузка – не менее 40 часов в год);
    • основной (не менее 60 часов);
    • продвинутый (не менее 80 часов).

Образовательная организация самостоятельно выбирает уровень реализации программ профориентационного минимума в зависимости от своих приоритетов развития и возможностей. Контент для наполнения каждого из уровней предусмотрен проектом профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее».

Форматы реализации профориентационной работы в ГБОУ средней школе № 527 Невского района

УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Включает профориентационное содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла (физика, химия, математика и т. д.), где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности. Не предполагает проведения дополнительных уроков, осуществляется в рамках учебного плана. Рекомендуются для использования разработки в рамках КИК – «Конструктор будущего» или другие программы. Предусмотрены профориентационно значимые уроки в рамках учебного предмета «Технология» (в части изучения отрасли экономики и создания материальных проектов, в том числе на базе учебно-производственных комплексов).

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Включает профориентационную онлайн-диагностику (диагностику склонностей, диагностику готовности к профессиональному самоопределению), профориентационные уроки, проектную деятельность, профориентационные программы, классные часы (в том числе демонстрацию выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий»), беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.

Используемые материалы:

  1. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее», разработанная Фондом гуманитарных проектов.
  2. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профориентация», разработанная ИСРО РАО.
  3. Онлайн-уроки «Шоу профессий».

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Включает:

  1. Экскурсии на производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО, посещение профориентационной выставки «Лаборатория будущего», профессиональных проб, выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в образовательных организациях СПО и ВО, открытых уроков технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий и др.
  2. Конкурсы профориентационной направленности (в том числе в рамках «Российского движения школьников», «Юнармии», реализации проекта «Россия – страна возможностей», чемпионатов «Абилимпикс», «Профессионалы» и др.).

Может быть реализована через включение во внеурочную деятельность и является инвариативным модулем воспитательной работы образовательной организации.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Выбор программ профессионального обучения, которое направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Профессиональное обучение реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)

В рамках взаимодействия с родителями (законными представителями) проводится информационное сопровождение родителей обучающихся, проведение тематических родительских собраний, тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров, в том числе о процессе профессионального самоопределения ребенка, а также участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий.

ПРОФИЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

Включает в себя все вышеописанные форматы работы и является комплексом мероприятий из шести форм.

Предусматривает заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями высшего образования, компаниями-работодателями.

Образовательная организация самостоятельно выбирает профильность обучения в классе согласно запросу экономики. Это могут быть инженерные, медицинские, космические, педагогические, предпринимательские, IT-классы и другие.