Образовательные стандарты и требования
О федеральных государственных образовательных стандартах:
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ФГОС?
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
ЧТО ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ФГОС?
Каждый стандарт включает 3 вида требований:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ.
- ФГОС – это нормативный документ, в котором прописаны количественные и качественные требования к образовательной программе и результатам обучения школьников. Современная система обучения непрестанно совершенствуется, адаптируется под изменяющиеся условия в мире. Но, несмотря на это, структура новых ФГОС несущественно изменилась, они по-прежнему содержат основные пункты, которые обеспечивают следующие результаты:
- развивают личностные качества учеников;
- способствуют вариативности обучающих программ;
- объединяют в одно педагогическую, обучающую и воспитательную деятельность;
- способствуют формированию правильных паттернов мышления, духовных, социальных, культурных, экологических и трудовых навыков, необходимых для взрослой жизни;
- поддерживают формирование правильной самоидентификации, способствуют патриотическому воспитанию.
О федеральных государственных требованиях:
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты.
Федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты и федеральные государственные требования характеризуют содержательную сторону процесса образования.
Определения этих понятий содержатся в ст. 2 273-ФЗ:
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Министерством образования и науки РФ (ст. 2 п. 6);
- Образовательный стандарт— совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных теми образовательными организациями высшего образования, которые определены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» или указом Президента Российской Федерации (ст. 2 п. 7);
- Федеральные государственные требования- обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2 п. 8).
Цели принятия федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований закреплены законодателем в ч. 1 комментируемой статьи. Они призваны обеспечить:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ;
- вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования (они предоставляют возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся);
- государственные гарантии уровня и качества образования (в них установлены единые обязательные требования к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения).
ФГОСы и образовательные стандарты имеют особое значение для организации образовательного процесса, поскольку выступают основой для разработки основных образовательных программ, программ учебных курсов, контрольно-измерительных материалов, учебно-методической литературы, проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся, аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных организаций.
Они принимаются за основу при осуществлении контроля и надзора в области образования, формировании системы внутреннего мониторинга качества образования, разработке нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций и т. д.
Для реализации каждого ФГОС образовательная организация разрабатывает образовательную программу, под которой понимается (ст. 2 п. 9 273 -ФЗ) комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы (ООП), по дополнительному образованию, дополнительные образовательные программы ( ч. 2 ст.12 273-ФЗ).
ФГОС включает в себя требования к:
- структуре основных образовательных программ и их объему (так, например, ФГОС устанавливает соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений);
- условиям реализации основных образовательных программ (ФГОС определяет кадровые, финансовые, материально-технические и другие условия реализации ООП);
- результатам освоения основных образовательных программ.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Федеральные документы
- ФГОС начального общего образования
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676)
- ФГОС основного общего образования
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675)
- ФГОС среднего общего образования
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034)
- ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Общие
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 № 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77330)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.02.2024 № 110 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77331)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрирован 06.02.2023 № 72264)
Приказ № 712 от 11 декабря 2020 г. «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»
Письмо (с приложениями)Министерства просвещения Российской Федерации от 15.02.2022 № А3-113 / 03 «О направлении методические рекомендации по введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образованияО направлении методические рекомендации по введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»
Региональные документы
«Организации работы по подготовке системы образования Санкт-Петербурга к переходу на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования с 01.09.2022» Распоряжение КО СПб от 26.04.2022 № 883-р
«Координационный совет по реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» Распоряжение КО СПб от 15.09.2021 № 2597-р
«Изучении учебного предмета «Второй иностранный язык» Письмо КО от 03.09.2021 № 03-12-816 / 21-0-1
ЕДИНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - https://edsoo.ru/